Абакан
Анадырь
Архангельск
Астрахань
Барнаул
Белгород
Биробиджан
Благовещенск
Брянск
Великий Новгород
Владивосток
Владикавказ
Владимир
Волгоград
Вологда
Воронеж
Горно-Алтайск
Грозный
Екатеринбург
Забайкальск
Иваново
Ижевск
Иркутск
Йошкар-Ола
Казань
Калининград
Калуга
Кемерово
Киров
Кострома
Краснодар
Красноярск
Курган
Курск
Кызыл
Липецк
Магадан
Майкоп
Махачкала
Москва
Мурманск
Нальчик
Нарьян-Мар
Нижний Новгород
Новосибирск
Омск
Орел
Оренбург
Пенза
Пермь
Петрозаводск
Петропавловск-Камчатский
Псков
Ростов-на-Дону
Рязань
Рязань
Самара
Санкт-Петербург
Саранск
Саратов
Смоленск
Ставрополь
Сыктывкар
Тамбов
Тверь
Томск
Тула
Тюмень
Улан-Удэ
Ульяновск
Уфа
Хабаровск
Ханты-Мансийск
Чебоксары
Челябинск
Черкесск
Чита
Южно-Сахалинск
Якутск
Ярославль
Сравниваем сервисы для предпринимателей
Город:

Зачем нужен расчётный счёт в банке

Расчётный счёт (применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям) — это учетная запись, привязанная к клиенту банка, предназначенная для учета финансовых операций. Другое наименование счетов, с которыми работают юридические лица — «счета до востребования», так как операции, проводимые по ним, чаще всего производятся по первому требованию клиентов. Счета могут быть рублевыми или валютными. Наиболее часто юридические лица для ведения бизнеса на территории России используют рублевые счета, о них и пойдет речь ниже.

Валютные требуют контроля со стороны банка и используются в паре с транзитными счетами.

  1. Структура банковского счёта
  2. Зачем нужен расчётный счёт
  3. Услуги, входящие в РКО
    1. Эквайринг
    2. Выпуск Cash-карты
    3. Зарплатный проект
    4. Интеграция с Интернет-бухгалтерией
    5. Начисление процентов на остаток
    6. Инкассация и самоинкассация

Структура банковского счёта

Расшифровка структуры расчётного счёта

Открытие расчётного счёта для ИП, как и для ООО, не обязательно, однако, на наличные расчёты для юридических лиц накладываются ограничения, так, например, запрещено проводить оплату по договору между юридическими лицами (включая ИП) наличными средствами более чем на 100 000 руб. (Указание ЦБ РФ N 1843-У, от 20.06.2007г.), или хранить излишки наличных свыше лимита, устанавливаемого самой же организацией (Положение о порядке ведения кассовых операций).

Для чего нужен расчётный счёт организации:

  • можно принимать платежи от клиентов (как от частных лиц, так и от юридических) без каких-либо лимитов;
  • удобно проводить безналичную оплату процентов по кредитам, налогов и других начислений со стороны контролирующих организаций (ФСС, ПФР);
  • можно подключить терминалы безналичной оплаты (эквайринг);
  • можно выплачивать заработную плату работников (переводом на банковские карты или счёта физических лиц);
  • на расчётный счёт будут переводиться деньги после процедуры инкассации;
  • можно использовать для накопления денежных средств и даже получения дивидендов от хранения (депозит).

Ввиду того, что все указанные операции производятся на стороне банка, стоит отдельно уточнить понятие расчётно-кассового обслуживания (РКО).

Расчётно-кассовое обслуживание юридических лиц — это комплексная услуга по хранению, обработке и регистрации движения денежных средств клиентов, оказываемая банками. Эта деятельность тесно связана с расчётными счетами, так как именно к ним и привязываются операции.

Тарифы на РКО складываются из стоимости отдельных услуг, оказываемых в рамках договора между банком и юридическим лицом. Чтобы детальнее разобраться в вопросе подбора оптимального банка и тарифа по ведению расчётного счёта, подробнее остановимся на дополнительных услугах, входящих в стоимость обслуживания.

Услуги, входящие в РКО

Основные услуги

  • открытие Р/С;
  • ведение Р/С;
  • переводы: внутрибанковские и межбанковские;
  • приём и зачисление средств на счёт;
  • выдача наличных со счёта;
  • закрытие Р/С.

Далее приведём ряд дополнительных услуг:

  • продлённый операционный день;
  • Интернет-банкинг или ДБО (дистанционное банковское обслуживание);
  • мобильный банкинг;
  • SMS/Email-информирование;
  • предоставление выписок и подтверждающих документов.
Рассмотрим некоторые дополнительные услуги подробнее.

Эквайринг

Эквайринг — это возможность проведения безналичных платежей с использованием банковских карт (VISA, MasterCard, МИР и т.п.). Это могут быть услуги торгового или Интернет-эквайринга. Подключаются они в составе пакета РКО или как отдельная опция. В любом случае эквайринг требует подписания отдельного договора с банком из-за особенностей подключения оборудования для приема платежей на кассах или специальных шлюзов для онлайн-оплаты (для Интернет-торговли).

В случае с торговым эквайрингом банк удерживает комиссию с каждой успешной операции (транзакции). Однако, размер комиссии зависит от пакета подключения и типа используемого оборудования (терминалов POS), а также от факта принадлежности этого оборудования клиенту или банку (аренда, лизинг и т.п.).

Так, например, при проведении операций по терминалам, которые были взяты в аренду у банка, будут взиматься фиксированные комиссии, зависящие от оборота в месяц. Но если требуемый оборот достигнут не будет, то банк дополнительно спишет фиксированную сумму со счёта организации.

В Интернет-эквайринге размер комиссии зависит только от оборота, так как физических терминалов для приема платежей (а также их установки, настройки и обслуживания) не требуется. Но банк должен предоставлять программный интерфейс (API) для проведения операций по картам. В оплате могут участвовать карты любых банков, а не только того, с которых заключен договор на эквайринг.

Выпуск банковской карты, привязанной к счёту (Cash-карта)

Для удобства и оперативного использования денежных остатков на счету, многие банки предлагают выпуск и привязку специальной обезличенной (неименной) корпоративной карты. При желании к расчётному счёту можно выпустить и привязать несколько карт.

Как правило, первая карта (или небольшое их количество) входит в стоимость пакета РКО, а последующие выпускаются за отдельную плату. Не стоит путать выпуск или перевыпуск карты и ее обслуживание. Обслуживание — оплачивается отдельно, как правило, один раз в год. А карта выпускается на несколько лет (в зависимости от ее типа). Перевыпуск оплачивается в том случае, если карта испортилась раньше положенного срока или была утеряна/повреждена по вине носителя.

Проценты, взимаемые по операциям, проводимым по карте (безналичный расчёт в магазинах, снятие наличных банкоматах своего или сторонних банков, пополнение и т.п.), тарифицируется по отдельной сетке.

В личном кабинете удобно отслеживать движение средств по таким корпоративным картам, а отсутствие имени держателя позволяет ее передавать другим сотрудникам без перевыпуска.

Обслуживание зарплатных карт (зарплатный проект)

Банкам выгодны крупные клиенты, которые комплексно используют все возможности РКО. Так, если вы приводите новых клиентов (сотрудников, получающих заработную плату на карты банка), то вам могут полагаться определенные бонусы в обслуживании.

Работники тоже получают выгодные условия обслуживания (льготные кредиты, привязку овердрафтов к карточным счетам, персонального менеджера, ведущего вашу организацию и т.д.).

Выплата заработной платы может запускаться удаленно (без посещения отделений банков), для запуска процедуры необходимо лишь отправить список сотрудников с суммами зачисления (зарплатный реестр) и итоговую сумму, с которой будут производиться списания.

Как правило, банки в первую очередь предлагают выгодные проценты по операциям зачисления в рамках зарплатных проектов, что делает их использование выгоднее классических переводов между счетами внутри банка.

Интеграция с Интернет-бухгалтерией

Сегодня многие контролирующие организации переходят на электронную отчетность, а значит для сдачи деклараций и других документов нет необходимости посещать налоговую инспекцию лично или сдавать документацию через доверенных лиц.

На этом фоне стали популярны специальные сервисы ведения бухгалтерии онлайн (через веб-интерфейс). Бухгалтерские услуги предоставляются как онлайн-сервис. Вам нет необходимости нанимать штатного бухгалтера, все документы заполняются через интерфейс браузера, поддерживается и сдача отчетности через Интернет (потребуется получение специально цифрового сертификата/электронной подписи).

Интеграция расчётного счёта с сервисом Интернет-бухгалтерии предполагает наличие возможности подключения к базе данных банка через специальный программный интерфейс (API) для автоматического получения всех операций движения по счёту. С помощью этого можно полностью автоматизировать заполнение отчетной документации в сервисе по ведению бухгалтерии.

Отчетность будет сдаваться буквально в пару кликов в браузере.

Кроме того, будет легче выгружать и оплачивать квитанции на налоговые сборы, штрафы, а также работать с другими финансовыми документами, участвующими в ведении бухгалтерии.

Начисление процентов на остаток (депозит)

Банкам выгодно, чтобы клиенты держали наличные у них, так работает банковский множитель — чем больше наличных хранится в банке, тем большими суммами банк может распоряжаться в собственных интересах. Поэтому за долгосрочное хранение денежных средств (активов предприятия) на расчётном счёту, банк готов платить проценты.

Условия депозита (проценты, сроки хранения неснижаемого остатка, минимальная сумма остатка и т.д.) определяются индивидуально каждым банком.

Инкассация и самоинкассация

Услугу инкассации (принятия излишков наличных средств на хранение или доставки наличности в кассу предприятия, также других ценностей) оказывают не все банки. Это связано с определенными сложностями обеспечения данной процедуры: требуются подготовленные специалисты, транспортные средства, экипировка, особые схемы движения по городу и т.д.

Ввиду этого, заключается отдельный договор между предприятием и службой инкассации. За услугу взимается плата, которая определяется из объемов перевозимой наличности, графика выемки или доставки, места расположения предприятия на карте города и других параметров.

Некоторые банки предлагают клиентам (предпринимателям и организациям) процедуру самоинкассации, которая по факту заключается в наличном пополнении расчётного счёта через банкоматы (терминалы) банка в любом доступном месте. С клиента снимается определенный процент с суммы пополнения.

В чистом виде те или иные из перечисленных выше услуг банками не предоставляются. Чаще всего они входят в пакет услуг (услуги предоставляются комплексно) и от выбранного пакета зависят размеры абонентской платы, платы за переводы, пополнения, выводы наличных, информирование и других отдельных услуг.

Такой подход существенно усложняет проблему выбора наиболее оптимального решения по сопровождению счёта юридического лица. Ниже постараемся наиболее подробно рассмотреть типовые пакеты, предлагаемые банками для тех или иных юридических лиц в зависимости от модели бизнеса, объема переводов, и типа юридического лица (ИП с работниками и без, ООО и т.д.), также «подводные камни» (проблемы), с которыми можно столкнуться.

Регистрация